Художник Анатолий Бухаркин

Категории раздела
Теги
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » статьи

Белоруссия и Россия в творчестве художника А.В.Бухаркина
Михаил Аникин

В Березинском биосферном заповеднике Витебской области живет
и трудится, на наш взгляд, недостаточно оцененный современным искусствоведением как России, так и Белоруссии самобытный художник
Анатолий Викторович Бухаркин.
Творчество этого мастера представляется нам интересным и во
многом символичным явлением в истории европейского искусства вто-рой половины ХХ — начала ХХI века. В то время как представители так
называемого мейнстрима различных европейских столиц осваивали и
продолжают осваивать эстетику постмодернизма и виртуального в ис-кусстве, увлекаясь инсталляциями, перформансами, акциями и тому
подобными чисто формальными поисками, Анатолий Бухаркин стойко
придерживается давно им избранного курса традиционно-реалистиче-ской живописи, воспевая прежде всего красоту природы как таковой.
Его жизнь и судьба — яркий пример неразрывности связей России
и Белоруссии, да и само его творчество являет собой пример такого не-разрывного родства.
Будущий художник родился в Белоруссии в 1928 году в семье моло-дого преподавателя, сравнительно недавно окончившего Московский
университет. Отец его, Виктор Иванович Бухаркин, происходил из саратовских крестьян, а мать, Софья Степановна (урожд. Жуковская),
уроженка Белоруссии, была из семьи церковнослужителя. Виктор Иванович недолго жил в Белоруссии, в 1929 году он был «замечен» властью
и приглашен в ЛГУ для чтения лекций на филологическом факультете,
ибо преподавательский состав там в силу различных чисток поредел.
Судя по всему, лектором он был ярким, поскольку за сравнительно не-долгий срок преподавательской деятельности профессор Бухаркин запомнился практически всем студентам филологического факультета
начала 1930-х  годов. Однако сложнейшая социально-политическая атмосфера 1930-х годов характеризовалась тем, что яркие личности, какой
бы платформы они ни придерживались, неминуемо пропадали в недрах
ГУЛАГа — при этом не спасало и рабочее-крестьянское происхождение.
В 1935 году Виктор Иванович был без всяких на то оснований обвинен в вульгарном социологизме, незаконно репрессирован и отправлен в лагерь — сначала в Магадан, а затем на Колыму. Супруга, следуя
примеру декабристок XIX века, отправилась за мужем добровольно,
вместе с двумя еще не вышедшими из отрочества детьми. До Магадана
мать с детьми добиралась три месяца, поскольку путь был неблизкий,
а кроме того надо было месяцами ждать разрешения для дальнейшего продвижения на восток. В Магадане им даже разрешили свидания.
Виктору Ивановичу несколько раз выписывали увольнительные для
свидания с семьёй, но затем заключенных отправили на Колыму, где режим был более строгим. Там заключенного уже не отпускали к семье,
а  вскоре Софье Степановне было предписано отправляться подальше
от лагеря — в поселок Атку, расположенный на знаменитом Колымском
тракте.
В 1938 году профессора Бухаркина расстреляли без всяких законных
процедур, руководствуясь только правом революционной безнаказанности, которым обладал начальник лагеря и так называемая «тройка»
УНКВД.
Так Анатолий и его брат Евгений лишились отца. Бедное детство,
суровые условия быта на Колыме навсегда привили Анатолию особое
чувство любви к природе. Вместе с братом и друзьями-камчадалами он
сутками пропадал на рыбалке, рано научился охотиться. Рисовать его
обучала долгими зимними вечерами Софья Степановна. Она обладала
хорошей коллекцией открыток  — репродукций русских художников-передвижников и учила детей делать с них акварельные копии. Можно
сказать, что любовь к живописи Анатолий Викторович впитал с моло-ком матери. А любовь к природе особенно пробудилась в годы его бед-ного колымского отрочества и юности.
Затем началась война со всеми её лишениями. К этому времени Ана-толий уже вынужден был учиться в Магаданском интернате, посколь-ку в Атке была только начальная школа. Школу-интернат он окончил
в 1946 году.
Дальнейший его жизненный путь был во многом определён той лю-бовью к природе, которая сформировалась в нём на Колыме. Анатолий
Бухаркин поступает в Лесотехническую академию в Ленинграде. Жизнь
и учёба в послевоенном  Ленинграде, возрождавшемся после тяжёлой
блокады, была непростой, но он находил время для посещения Русского
музея и Эрмитажа, где его привлекали, прежде всего, картины с изображением природы. Уже тогда его любимыми жанрами стали пейзаж и натюрморт. Вернувшийся с войны старший брат Евгений тоже, вслед за
Анатолием, поступает в Лесотехническую академию, и часто они вместе
выезжают из города на этюды и на охоту в живописные леса Ленинградской области, подчас натыкаясь на следы страшной войны — воронки,
окопы, мины. Уезжали на этюды обычно со знакомого им Витебского
вокзала Ленинграда.
После окончания академии Анатолий Бухаркин получает распределение в институт Гипролестранс в Ленинграде, но вскоре отказывается
от места и по собственной воле уезжает в Карелию, где несколько лет
работает лесничим, оберегая леса от незаконных вырубок и пожаров.
В эти годы он лишь изредка обращается к живописи, поскольку объем
работы и забота о возросшей семье предъявляют свои требования. Охота, рыбалка, огород, сенокос — вполне крестьянский быт лесника — на
какое-то время как будто бы заслоняют искусство. Да и супруга — про-стая крестьянка из-под Тихвина — не очень-то понимает его увлечения
живописью, считая это ненужным чудачеством.
Вскоре семья, в которой один за другим появляются трое сыновей, переезжает к новому месту назначения — в Окский заповедник Рязанской
области. Здесь судьба подарила Анатолию Викторовичу возможность
взять уроки высокого профессионального мастерства у прекрасного
живописца — рязанского художника Михаила Сидорова, однофамильца
известного московского художника Валентина Сидорова.
Эти практические уроки Анатолий Викторович ценит до сих пор
очень высоко, именно их ему не хватало в Карелии, где были замечательные виды, но ещё не хватало умения адекватно передать на холсте
удивительные красоты карельского края.
Именно в Рязанской области, на земле Сергея Есенина, расцветает
талант Бухаркина-пейзажиста. Многочисленные туристы, посещавшие
заповедник, с удовольствием приобретают этюды мастера, известность
которого распространяется далеко за пределы Окского заповедника
и Рязанской области. Он участвует в выставках в Рязани и Москве. Его
творчество начинает привлекать к себе внимание прессы.
У автора этих строк нет сомнения, что перед художником должны были распахнуть свои двери известные художественные галереи
Москвы и Ленинграда, но как раз на взлете популярности семейство
Бухаркиных вновь переезжает — на этот раз Анатолий Викторович получает назначение в Березинский заповедник БССР. По существу, это
было возвращение на родину, ведь художник родился в Белоруссии, от-сюда родом была его горячо любимая мать. С 1975 года художник Бухаркин живет и трудится в Белоруссии. До пенсии продолжал исполнять
непростые обязанности лесничего. И в свободное от основной работы
время писал белорусские пейзажи, воспевая красоту заповедника, красоту той земли, на которой он поселился после возвращения из России.
Нельзя сказать, чтобы Белоруссия не оценила творчество художника. Он принимал участие в ряде известных выставок, получал грамоты
за просвещение населения. И все же до сих пор, как представляется, во
всем своем масштабе он не оценен ни в России, ни в Белоруссии. Конечно, это вызвано и целым рядом объективных факторов: тут и переезды
художника, связанные с неизбежным разрывом былых связей, и  до-вольно уединенная жизнь мастера на лесных кордонах, и некая настороженность художественной критики, подчас причислявшей мастера
к самодеятельным художникам. Однако последнее определение в  от-ношении Анатолия Бухаркина так же справедливо, как и в отношении
Анри Руссо. Руссо был таможенником, Бухаркин  — лесничим, но оба
они  — прекрасные живописцы. При этом живописное мастерство Бухаркина, с нашей точки зрения, даже выше, чем мастерство Анри Руссо.
Выше в том плане, что Бухаркин может адекватно передать тонкости
освещения, игру света и тени, состояние, а Руссо достигает необходи-мого впечатления определенной примитивиза цией, упрощением и даже
брутальностью восприятия природы. Природа у Руссо — нечто чуждое,
дикое, опасное. Природа у Бухаркина — феерия света и цвета, гармония
красок, симфония земли и воды, времени и пространства. Если попытаться вычленить главную идею творчества этого мастера, то это будет
идея Красоты, скрытой в природе.
Природа ставится художником на пьедестал, ею он восторгается, в
неё призывает всматриваться вновь и вновь. В этом плане он много ближе к русским живописцам XIX века — Саврасову и Левитану, Шишкину
и Васильеву, Мясоедову и Дубовскому, чем к Руссо. Из зарубежных на-правлений и школ, близких мировосприятию А. Бухаркина, я бы вы-делил французских импрессионистов, и особенно творчество Сислея.
Собственно, уникальность творчества рассматриваемого здесь мастера как раз в том и состоит, что он умеет впитывать достижения самых
различных мастеров-живописцев, но сохранять при этом свой неповторимый стиль. А это возможно только тогда, когда художник не только
стремится передать красоту того или иного уголка природы, но и умеет
почувствовать и запечатлеть мировую гармонию природы, открыть ту
Красоту, о которой говорил Ф. М. Достоевский.
Уже несколько лет художник А. В. Бухаркин известен за границей.
Его работы хранятся в многочисленных частных коллекциях и государственных музеях Германии и России, Украины и Польши. Передвижная
выставка его работ с начала 2012 года путешествует по Норвегии. Разумеется, особенно много его картин в белорусских собраниях.
Однако настоящая известность — ещё впереди. И она, несомненно,
будет, поскольку мастер сумел прикоснуться к тому вечному и прекрасному, что укрыто в природе от взгляда поверхностного и хищнического
и что всегда открыто чистому взгляду истинного художника, взирающего на красоту природы удивленным взглядом ребёнка.
Для автора этих строк нет сомнений, что искусство мастера уже
выдержало испытание временем. Остается пожелать всем, кто еще не
знаком с творчеством А. В. Бухаркина, открыть для себя этого замечательного человека, верного сына славной белорусской земли, всем своим творчеством олицетворяющего неразрывность связей между Белоруссией и Россией.
Категория: статьи | Добавил: Graf_N (30.07.2013)
Просмотров: 1947 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]